Назначение, типовые конструкции
Соединительные муфты предназначены для соединения между собой роторов в единый валопровод, а также для передачи крутящего момента от отдельных роторов турбины к ротору генератора. В многоцилиндровых турбинах, имеющих один упорный подшипник, муфты передают и осевое усилие. По своей конструкции соединительные муфты подразделяются на жесткие, полугибкие и гибкие
Характерные дефекты и причины их появления
- Выпуклость (вогнутость) торцевой поверхности полумуфт (тарельчатостъ торца) — может быть дефектом заводского изготовления, а для насадных муфт может также возникать в результате их посадки на ротор с избыточным натягом.
- Торцевой бой полумуфт кроме перечисленных в предыдущем пункте причин, может возникать в результате:
а) возникновения знакопеременных нагрузок в процессе эксплуатации;
б) посадки полумуфты на ротор с перекосом и вследствие этого изменения ее положения при работе турбины.
- Задиры, забоины, на торцовых поверхностях полумуфт возникают, в основном, в результате неаккуратной работы ремонтного (монтажного) персонала при укладке роторов.
- Наличие «натянутого» металла на торцевой поверхности полумуфт в районе при- зонных отверстий появляется, как правило, в случае отсутствия фасок на призонных отверстиях при плотной посадке болтов.
- Задиры, в призонных отверстиях муфт возникают в случае плохой очистки поверхности отверстий и самих болтов от грязи и пыли, посадке болтов без антифрикционной смазки (в качестве антифрикционной смазки необходимо применять серно-ртутную мазь).
- Призонные отверстия и призонные болты не обеспечивают требования, предъявляемые к сборке полумуфт (коленчатость собранной муфты превышает требования, предъявляемые к ней); дефект возникает при неправильной сборке муфт под совместную расточку призонных отверстий.
- Разрушение призонных болтов происходит в результате появления значительных знакопеременных нагрузок в жестких муфтах, возникающих в соединении роторов при повышенной вибрации.
- Износ рабочих поверхностей зубьев гибких муфт часто приводит к заклиниванию роторов в осевом направлении и возникновению повышенной вибрации; причинами повышенного износа элементов соединения могут быть:
а) некачественная центровка роторов;
б) частичное или полное прекращение подачи масла на рабочие поверхности муфты;
в) грязное масло (муфта во время работы работает как сепаратор, и поэтому в зоне рабочих пружин в процессе эксплуатации накапливаются механические примеси, находящиеся в масле).
• Износ и поломка пружин в пружинных муфтах происходит, в основном, по следующим причинам:
а) недостаточное количество смазки;
б) неудовлетворительная центровка роторов между собой;
в) увеличенный зазор между полумуфтами;
г) грязное масло.
- Несовпадение угла конической посадки на втулке полумуфты, и роторе возникает вследствие дефекта изготовления.
- Выработка посадочного места на роторе и втулке полумуфты является следствием высоких знакопеременных нагрузок, возникающих в соединении роторов при повышенной вибрации.
- Ослабление посадки полумуфт и их крепления происходит:
а) из-за посадки полумуфты на вал с недостаточным натягом;
б) высоких осевых и знакопеременных нагрузок в соединении роторов при повышенной вибрации;
в) ослабления стопорной гайки или другого стопорного элемента, крепящего полумуфту на валу.
Применяемые материалы
Основные детали муфт изготавливаются из поковок углеродистых и легированных сталей марок 25; 35; 45; 34ХН1М; 34ХНЗМ;34 ХМА; 35ХМ; 35ХМА и других.
Пружины гибких муфт изготавливаются из сталей марок 80; 60С2; 60С2А.
Для изготовления болтов применяются стали марок 35; 35ХМ и 25Х1МФ (ЭИ10). Гайки и шайбы изготавливаются из углеродистой стали, а также из стали 35ХМ.