Муфты

Назначение, типовые конструкции

Соединительные муфты предназначены для соединения между собой роторов в единый валопровод, а также для передачи крутящего момента от отдельных роторов турбины к ротору генератора. В многоцилиндровых турбинах, имеющих один упорный подшипник, муфты передают и осевое усилие. По своей конструкции соединительные муфты подразделяются на жесткие, полугибкие и гибкие

Характерные дефекты и причины их появления

  • Выпуклость (вогнутость) торцевой поверхности полумуфт (тарельчатостъ торца) — может быть дефектом заводского изготовления, а для насадных муфт может также возникать в результате их посадки на ротор с избыточным натягом.
  • Торцевой бой полумуфт кроме перечисленных в предыдущем пункте причин, может возникать в результате:

а)  возникновения знакопеременных нагрузок в процессе эксплуатации;

б)  посадки полумуфты на ротор с перекосом и вследствие этого изменения ее положения при работе турбины.

  • Задиры, забоины, на торцовых поверхностях полумуфт возникают, в основном, в результате неаккуратной работы ремонтного (монтажного) персонала при укладке роторов.
  • Наличие «натянутого» металла на торцевой поверхности полумуфт в районе при- зонных отверстий появляется, как правило, в случае отсутствия фасок на призонных отверстиях при плотной посадке болтов.
  • Задиры, в призонных отверстиях муфт возникают в случае плохой очистки поверхности отверстий и самих болтов от грязи и пыли, посадке болтов без антифрикционной смазки (в качестве антифрикционной смазки необходимо применять серно-ртутную мазь).
  • Призонные отверстия и призонные болты не обеспечивают требования, предъявляемые к сборке полумуфт (коленчатость собранной муфты превышает требования, предъявляемые к ней); дефект возникает при неправильной сборке муфт под совместную расточку призонных отверстий.
  • Разрушение призонных болтов происходит в результате появления значительных знакопеременных нагрузок в жестких муфтах, возникающих в соединении роторов при повышенной вибрации.
  • Износ рабочих поверхностей зубьев гибких муфт часто приводит к заклиниванию роторов в осевом направлении и возникновению повышенной вибрации; причинами повышенного износа элементов соединения могут быть:

а)  некачественная центровка роторов;

б)  частичное или полное прекращение подачи масла на рабочие поверхности муфты;

в)  грязное масло (муфта во время работы работает как сепаратор, и поэтому в зоне рабочих пружин в процессе эксплуатации накапливаются механические примеси, находящиеся в масле).

Износ и поломка пружин в пружинных муфтах происходит, в основном, по следующим причинам:

а)  недостаточное количество смазки;

б)  неудовлетворительная центровка роторов между собой;

в)  увеличенный зазор между полумуфтами;

г)   грязное масло.

  • Несовпадение угла конической посадки на втулке полумуфты, и роторе возникает вследствие дефекта изготовления.
  • Выработка посадочного места на роторе и втулке полумуфты является следствием высоких знакопеременных нагрузок, возникающих в соединении роторов при повышенной вибрации.
  • Ослабление посадки полумуфт и их крепления происходит:

а)  из-за посадки полумуфты на вал с недостаточным натягом;

б)  высоких осевых и знакопеременных нагрузок в соединении роторов при повышенной вибрации;

в)            ослабления стопорной гайки или другого стопорного элемента, крепящего полумуфту на валу.

Применяемые материалы

Основные детали муфт изготавливаются из поковок углеродистых и легированных сталей марок 25; 35; 45; 34ХН1М; 34ХНЗМ;34 ХМА; 35ХМ; 35ХМА и других.

Пружины гибких муфт изготавливаются из сталей марок 80; 60С2; 60С2А.

Для изготовления болтов применяются стали марок 35; 35ХМ и 25Х1МФ (ЭИ10). Гайки и шайбы изготавливаются из углеродистой стали, а также из стали 35ХМ.