Назначение
Системы автоматического регулирования современных паровых турбин являются сложным комплексом взаимосвязанных узлов и устройств, надежность которых определяет четкую и безотказную работу турбоустановки в целом.
Опыт эксплуатации показывает, что системы автоматического регулирования новых турбин, как правило, удовлетворяют требованиям, однако, в дальнейшем нормальная работа САР и защит может нарушаться из-за неполадок отдельных элементов или узлов системы.
Применяемые материалы
Детали и узлы систем регулирования в основном изготавливаются из легированных сталей.
В системах регулирования наиболее часто применяются следующие марки сталей:
— хромистые ЗОХ, 35Х, 40Х, 45Х;
— малоуглеродистые;
— высокохромистые нержавеющие стали 10X13, 20X13, 30X13,40X13;
— высокохромистые нержавеющие стали с добавками молибдена, ванадия и вольфрама ЭП291, ЭИ802, ЭИ756, ЭИ757;
— хромомолибденовая сталь 15ХМ, 20ХМ.
В системах регулирования, работающих на минеральном или синтетическом масле, для изготовления золотников и букс наиболее широко применяется сталь 38Х2МЮА или 40Х. Для упрочнения поверхностного слоя буксы и золотники азотируются; азотированные поверхности достигают твердости HRA = 60…70, глубина азотированного слоя достигает 0,3…0,7 мм.
В системах регулирования, работающих на воде, для изготовления золотников и букс рекомендуются нержавеющие стали марок 30X13 и 40X13 с поверхностной твердостью после закалки HRc = 45…50.
К уплотняющим материалам относятся прокладки, набивки и мастики, которые применяются для уплотнения разъемов фланцевых соединений маслопроводов, разъемов корпусов регуляторов и других соединений.
В качестве прокладочных материалов в системах регулирования используются резина, листовой паронит, чертежная бумага (ватман), картон электротехнический, прессшпан.
В системах регулирования используется только бензомаслостойкая резина в качестве уплотняющих прокладок колпачков указателей золотников.
Листовой паронит применяется как прокладочный материал для уплотнения водяных и паровых трубопроводов, работающих при давлении до 5 МПа и температуре до 450 °С.
РАБОЧИЕ ЖИДКОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СИСТЕМАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Минеральное масло — наиболее распространенная рабочая жидкость, при его использовании маслоснабжение системы регулирования и системы смазки турбоагрегата представляют собой единую систему.
В системах маслоснабжения в основном применяют турбинные масла следующих марок: Тп-22С (ТУ 38.101821) — основное турбинное масло, оно содержит антиокислительную, антикоррозийную и деэмульгирующую присадки; Тп-22Б (ТУ 38.401-58-48) содержит парную антиокислительную, антикоррозийную и деэмульгирующую присадки; Тп-30 (ГОСТ 9972) содержит антиокислительную, антикоррозийную, противоизносную, антипенную и деэмульгирующую присадки.
Огнестойкое синтетическое масло ОМТИ в качестве рабочей жидкости применяют в системах регулирования турбин мощностью 300 и 800 МВт производства ЛМЗ для снижения пожароопасности.
ОМТИ имеет температуру самовоспламенения 750 °С в отличие от минеральных масел, которые воспламеняются при температуре 350 °С; при эксплуатации должен быть установлен строгий контроль за его утечками. При применении ОМТИ системы регулирования и смазки турбины являются независимыми.
Вода в качестве рабочей жидкости используется в системах регулирования турбин Т-250/300-240 ТМЗ, К-300-240 ХТЗ и К-500-240 ХТЗ. В этих турбинах системы регулирования и смазки являются независимыми. Применение воды полностью решает проблемы пожаробезопасности.